->->->Внедрять наилучшие доступные технологии поэтапно и комплексно

Внедрять наилучшие доступные технологии поэтапно и комплексно

Передовые технологии, обеспечивающие экологическую безопасность в регионах, требуют существенных инвестиций и определенного переходного периода. Об этом напомнил в ходе обсуждения Концепции нового Экологического кодекса РК директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов в своем выступлении на выездном заседании Комитета по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК, прошедшего в Павлодаре с участием председателя Комитета Глеба Щегельского, акима Павлодарской области Булата Бакауова, вице-министра энергетики Сабита Нурлыбая, представителей горно – металлургических компаний. Заседание было посвящено теме «Актуализация экологического законодательства – стимул к дальнейшему развитию ресурсного потенциала» в рамках реализации Послания Главы государства от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

Отметив, что АГМП в целом поддерживает необходимость реализации принципов, направленных на оздоровление окружающей среды, Т. Темирханов подчеркнул, что их реализация требует комплексного подхода к внедрению практик ОЭСР и равное участие бизнеса и государства.

В своем выступлении он заострил внимание на внедрении таких предусматриваемых Концепцией нового Экологического кодекса РК практиках, как автоматизированные системы онлайн — мониторинга за эмиссиями, механизм внезапных экологических проверок, переход природопользователей на систему комплексных экологических разрешений (КЭР), применение наилучших доступных технологий (НДТ).

Реализация всех этих нововведений требует значительных инвестиций и разработки соответствующих требований. В подтверждение этому спикер привел пример: с конца 2017 года, несмотря на отсутствие на тот момент требований к автоматизированным системам онлайн — мониторинга эмиссий (АСМ), закрепленных на законодательном уровне, Комитет экологического регулирования и контроля МЭ РК реализует практику включения в планы природоохранных мероприятий разработку проектов по внедрению АСМ.

Утвержденная редакция соответствующих Правил не имеет практического применения для предприятий горно-металлургической, нефтегазовой и электроэнергетической отраслей, поскольку она не содержит требований к источникам, газоанализаторам, порядку передачи данных в уполномоченный госорган и т. д.

Несмотря на отсутствие четких требований, Комитет экологического регулирования и контроля и его территориальные органы при согласовании проектов нормативов эмиссий на 2019 год продолжают отказывать в выдаче разрешений, аргументируя это необходимостью внедрения автоматизированных систем онлайн — мониторинга. Это обстоятельство вызывает у предпринимателей существенные сложности при формировании программ по внедрению АСМ и заведомо формирует риски нарушения ст. 326 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», предусматривающей штрафы за невыполнение условий природопользования, указанных в экологическом разрешении.

— Опыт России и Беларуси показывает, что для полноценного внедрения АСМ требуется от 3 до 5 лет, — напомнил руководитель департамента АГМП. — Более того, в Чешской Республике, опыт которой приводится в Концепции, отсутствуют требования по онлайн — передаче информации от АСМ в уполномоченный орган по охране окружающей среды. В связи с чем считаем необходимым прекратить практику отказов в разрешении на эмиссии в части разработки проектов АСМ и провести укрупненный анализ международной практики, рассмотреть требования по АСМ в рамках разрабатываемого МЭ нового Экологического кодекса РК с переходным периодом не ранее 2021 года.

По его словам, много неясных моментов вызывает инициатива уполномоченного органа по внедрению практики внезапных экологических проверок. Так, в рамках Концепции предлагается проработать положения о такой форме государственного мониторинга природоохранного соответствия, как посещение объектов I категории.

По мнению АГМП, действующий Предпринимательский кодекс в полной мере охватывает различные виды контроля над деятельностью предприятий, что позволяет проводить полный анализ соответствия предприятия требованиям экологического законодательства. Предпринимательским кодексом уже предусмотрены проверки по особому порядку и внеплановые проверки, а также новый вид контроля в виде профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и без посещения.

— Предлагаемый разработчиком отдельный механизм контроля, предполагающий «внезапность», по своей сути, ущемляет права и интересы частных субъектов предпринимательства, — убежден Т. Темирханов. — Поэтому АГМП считает излишним применение новых механизмов контроля, так как это способствует ущемлению предпринимательской деятельности.

Ключевым решением, способствующим улучшению окружающей среды, по мнению уполномоченного органа, должно стать внедрение системы Комплексных экологических разрешений на основе применения наилучших доступных технологий.

Так, для стимулирования предприятий к получению КЭР с использованием наилучших доступных технологий, в проекте Кодекса предполагается пересмотреть систему взимания и ставки платежей за эмиссии. В частности, для предприятий, перешедших на систему КЭР, плату за эмиссии предлагается существенно сократить или упразднить полностью. При этом ставки платы за эмиссии для иных предприятий предлагается повысить и прогрессивно повышать ежегодно, побуждая предприятия к внедрению НДТ.

— Сектор ГМК поддерживает инициативу по переходу на КЭР и проявляет готовность к модернизации производств, — отметил представитель ассоциации. — На сегодняшний день ряд компаний уже готов получить КЭР. При этом в Концепции не в полном объеме описана судьба большей части предприятий, функционирующих уже более 80 лет, на которых внедрение НДТ, вероятнее всего, невозможно будет осуществить ввиду объективных технологических и экономических причин. Кроме того, не учитывается тот факт, что данные предприятия в большинстве случаев являются градообразующими для определенных регионов и введение повышающих ставок платы за эмиссии для этих предприятий будет финансово обременительно, что, в конечном итоге, приведет к их закрытию.

Он также отметил дороговизну перехода на НДТ. Так, например, в странах ОЭСР (в том числе и в ЧР) работа по внедрению НДТ проводилась планомерно с начала 90-х годов. В 2012 году стандарты BREF были пересмотрены, при этом, несмотря на уже действующие передовые технологии, внедренные в компаниях горно – металлургического комплекса, на дополнительную модернизацию за 4 года было вложено более 1 млрд. евро. Данный факт свидетельствует о том, что для компаний ГМК Казахстана также необходимо обеспечить планомерное внедрение НДТ с предоставлением переходного периода и стимулирующих мер.

По мнению АГМП, для этих предприятий необходимо предусмотреть исключения и освободить от экологических платежей (компании, выбравшие поэтапное внедрение НДТ), предоставив при этом возможность использования экологических платежей на внедрение НДТ или сохранить действующий порядок взимания платы за эмиссию для компаний, внедрение НДТ в которых невозможно. В отношении установления переходного периода необходимо исходить из первоначальных технологических возможностей каждого предприятия и предусмотреть в проекте Кодекса возможность установления индивидуального переходного периода для каждого предприятия.

Мировой опыт показывает, что меры по улучшению окружающей среды должны принимать все заинтересованные стороны, в том числе и государство — путем стимулирования предприятий к внедрению наилучших доступных, «зеленых» технологий, так как это по сути является дорогостоящей интенсивной модернизацией предприятий.

Пресс-служба АГМП

2018-11-30T19:06:00+00:00Ноябрь 30, 2018|Новости ГМК Казахстана, Экология|Комментарии к записи Внедрять наилучшие доступные технологии поэтапно и комплексно отключены