Из отходов доменного производства, которые больше полувека скапливались на шлакоотвалах в Карагандинской области, ТОО «АлбаСтройДор» производит щебень и гранулированный шлак. Предприятие также планирует построить завод, который будет перерабатывать отходы в дорожный цемент, что позволит удешевить строительство дорог и повысить срок их службы. 

Проблема накопления шлаков возникла в регионе в начале 60-х годов прошлого века, с вводом в строй доменной печи Карагандинского металлургического комбината. Когда возникла необходимость складирования отходов, при заводе построили шлако-перерабатывающий участок, а затем дробильно-сортировочный комплекс. Доменный и гранулированный шлак использовался для нужд металлургического комбината, и частично для города, например, в качестве насыпного материала при укреплении дамбы на реке. Но потребление шлака долгие годы оставалось ничтожно малым по сравнению с теми объемами, которые оставались на хранении.

Отвалы с накопленными миллионами тонн неиспользуемых техногенных отходов перешли в «наследство» АО «АрселорМиттал Темиртау», за 20 лет деятельности компании объемы значительно приумножились. В результате объемы промышленных отходов приблизились к предельно-допустимым нормам. В 2015 году комбинат передал шлакоотвал на аутсорсинг компании «АлбаСтройДор», которая открыла производство щебня и гранулированного шлака из отходов.

Шлаковые выгоды

— Большая часть складированных шлаков по основным характеристикам представляют собой ценное сырье для приготовления минеральных вяжущих и нерудных материалов. Между тем, в промышленности у нас практически всегда используют природный щебень. При его добыче природе наносится ущерб. Мы же предлагаем использовать для строительных нужд щебень, произведенный из отходов металлургического производства. Этот щебень превосходит по качеству природный, кроме того, мы сохраняем нашу природу, — говорит заместитель директора по производству ТОО «АлбаСтройДор» Сергей Грознов.

— Таким образом, переработка отходов в щебень одновременно решает несколько проблем. В первую очередь, экологические – отпадает необходимость добывать природный щебень, и происходит переработка промышленных отходов, которые при хранении так или иначе оказывают влияние на окружающую среду. Также это выгодно экономически. При комплексном использовании сырья снижаются удельные капитальные затраты на единицу продукции и уменьшается срок их окупаемости, снижаются также непроизводительные расходы основного производства, связанные со складированием отходов, строительством и эксплуатацией хранилищ для них. Если до передачи шлако-перерабатывающего участка на аутсорсинг его содержание обходилось компании «АрселорМиттал Темиртау» в значительную сумму, то сейчас эти затраты со стороны АМТ практически аннулированы. Мало того, компания получает прибыль, — отмечает представитель компании.

Деятельность по переработке подкреплена многолетними научно-техническими разработками и исследованиями, проведёнными Национальной инженерной академией Казахстана и ведущими дорожными институтами страны: КАЗНИИПИ «ДОРТРАНС», КАЗДОРНИИ, а также КАДИ им.Л.Б. Гончарова.

По данным экспертов, при использовании отходов себестоимость строительства дорог снижается на 35 – 50%, а их долговечность повышается более чем в 2 раза. Научными исследованиями установлено, что промышленные отходы, в частности доменные и другие металлургические шлаки, прошедшие термическую обработку при основном производстве, при прессовании слоя катком, цементируются с образованием долговечной монолитной дорожной плиты.

Как отмечают в ТОО «АлбаСтройДор», продукция из шлака становится все более востребованной, постепенно увеличивается объем переработки и расширяется ассортимент готовой продукции. В день в Темиртау выпускается десятки тонн продукции разной фракции. Щебень используется при производстве бетона, гранулированный шлак — при строительстве дорог и производстве цемента. Из доменного шлака можно производить стекловату и утеплительные материалы.

В Казахстане продукция сбывается местным промышленным предприятиям, также компания участвует в государственной программе АО НК “КазАвтоЖол” по строительству автобана «Центр-Юг».

Компания готова работать и на экспорт, но возникли сложности с лицензированием. Этот вопрос был поднят во время визита в компанию вице-министра энергетики Казахстана Гани Садибекова в июне текущего года.

— Мы столкнулись с тем, что граншлак включен в перечень опасных отходов и попадает под действие Базельской конвенции, и чтобы вывозить его, нужна лицензия, процедура очень длительная и по времени, и в документальном плане»,- обратился замдиректора по административно-правовым вопросам ТОО «АлбаСтройДор» Виталий Толкачев к вице-министру.

По словам производителей, все необходимые экспертизы гранулированного шлака были проведены, токсичных веществ в них не выявлено. Вице-министр пообещал посодействовать темиртауским бизнесменам в получении лицензии на экспорт строительной продукции.

Проекты на вырост

В августе «АлбаСтройДор» начал свой новый, небольшой, но очень важный проект для жителей села Аккудык в Темиртауском районе. Компания ремонтирует дорогу в поселке, этого местные жители ждали от властей 20 лет.

— Все началось с того, что наша компания обратилась в акимат за получением земельного участка на дополнительную площадку для временного хранения нашей продукции, — рассказывает замдиректора предприятия Виталий Толкачев. —  По существующей процедуре необходимо было провести общественные слушания с жителями близлежащего поселка Аккудык. Они обратились к нам с просьбой отремонтировать дрогу в поселке. Мы решили им помочь.

Протяженность дороги составляет 1,5 км. Кроме этого, компания также отсыпает съезды из щебня к каждому двору. Предварительная стоимость ремонта — 10 млн тенге, все расходы компания взяла на себя.

В перспективе у компании намечены и более амбициозные проекты. Директор «АлбаСтройДор» Сергей Ким поделился с agmpportal.kz планами предприятия на 2017 год.

— На сегодняшний день мы обсуждаем с учредителями компании, а также с Европейским банком реконструкции и развития проект, связанный с проектированием и строительством завода по переработке нашей продукции в цемент для использования его в дорожном строительстве. Это позволит удешевить затраты на строительство дороги и улучшить качество дорожного покрытия. Общеизвестно, что эта проблема актуальна на всем постсоветском пространстве, и сейчас этому вопросу уделяется очень пристальное внимание.

Технологии использования нашего сырья позволят гарантировать качество дорожного полотна на десятилетия и удешевить затраты на строительство дорог в Казахстане. В настоящее время институт КАЗНИИПИ «ДОРТРАНС», руководителем которого является признанный не только у нас, но и за рубежом профессор Борис Айсаевич Асматулаев, разрабатывает техническую документацию и возможность использования нашего продукта.  Проводится сертификация. Мы планируем, что в 2017 году эта продукция  будет внесена в систему стандартизации дорог в Казахстане.

Открытие нового производства позволит нам создать дополнительные рабочие места в регионе и увеличить налоговые отчисления в бюджет. Но самое главное – это улучшения в плане экологии. Отходы металлургического производства, которые многие годы складируются, будут перерабатываться в больших объемах, и значительно уменьшится вред, который наносится окружающей среде и здоровью жителей региона. Подобного завода в Казахстане на сегодня нет. И мы думаем, что это как раз тот проект, который нужен нашей стране, — заключает директор предприятия.

Мария УМАРОВА