->, Разработка Кодекса о недрах->В контексте законодательных реформ

В контексте законодательных реформ

Законодательное регулирование горно-металлургического комплекса за последнее время претерпело целый ряд преобразований, связанных с принятием Кодекса о недрах и недропользовании и Налогового кодекса. Но на этом процесс реформирования отрасли не завершился. В настоящее время проводится работа по совершенствованию экологического законодательства. Об основных векторах дальнейшего реформирования регулирования ГМК в своем выступлении на IX Горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Центральная Азия, начавшем сегодня работу в Астане, рассказал заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.

Ознакомив участников форума с деятельностью ассоциации, он обратил внимание на то, что отраслевое объединение активно участвует в мероприятиях по внедрению в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей. Заместитель руководителя АГМП напомнил, что Казахстан в 2013 году получил статус страны – последователя ИПДО. А по итогам очередной валидации в феврале текущего года Международный секретариат ИПДО принял решение о том, что республика достигла существенного прогресса, что наглядно свидетельствует о ее приверженности принципам Инициативы прозрачности.

Спикер привел ключевые показатели отрасли за прошлый год. Практически по всем направлениям наблюдался рост. Так, добыто 111 млн тонн угля, или рост составил 6%. По добыче руд достигнут рост в 8%, в металлургии — на 5,9%, производство готовых металлических изделий увеличилось на 5,8%. Объем экспорта продукции ГМК по итогам прошлого года в денежном эквиваленте составил 11,5 млрд. долл. США, объем инвестиций в совокупности в горнодобывающую и металлургическую промышленность – около 2 млрд. долларов США.

Касаясь отраслевого законодательства, он остановился на принятом в конце прошлого года Кодексе о недрах и недропользовании, в котором были прописаны все подходы, действующие на сегодня в развитых странах, в частности, в Австралии.

— Основные новации заключаются в упрощении режима геологоразведки и добычи (в части отчетности), предоставлении права недропользования по принципу «первый пришел – первый получил», совершенствовании порядка ликвидации последствий недропользования и переходе на международную систему стандартов отчетности по запасам твердых полезных ископаемых (Кодекс KAZRC) с 2024 года, — уточнил он.

С принятием Кодекса о недрах связано реформирование отдельных аспектов Налогового кодекса. В частности, с 2019 года отменяется бонус коммерческого обнаружения, введена плата за пользование земельными участками (арендные платежи) для недропользователей.

— НДПИ на данном этапе сохранен, — отметил М. Кононов. — Дискуссии о необходимости введения роялти в Казахстане продолжаются.

Логичным продолжением законодательного реформирования является разработка нового Экологического кодекса. Заместитель исполнительного директора АГМП выделил несколько основных моментов совершенствования экологического законодательства.

— Первое – функция Экологического кодекса и экологических платежей не должна быть фискальной,- подчеркнул он. — Однако сегодняшняя система использования экологических платежей не направлена на то, чтобы улучшать экологическую ситуацию, снижать объемы выбросов. В этой связи АГМП предлагает пересмотреть существующий порядок и внедрить нормы, позволяющие предприятиям самим осуществлять экологические мероприятия на эти средства. Мы уверены, что бизнес может более эффективно их использовать для снижения экологической нагрузки. Проще устранять загрязнения у источника, чем бороться с его последствиями. Наши предложения потребуют внесения изменений не только в Экологический кодекс, но и в Бюджетное законодательство, другие нормативно-правовые акты.

Следующий важный аспект – это механизм оценки ущерба от загрязнения окружающей среды. Действующие в РК Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды основываются на математических формулах и косвенном (кабинетном) подходе оценки ущерба, содержат необоснованные повышающие коэффициенты. Получаемые в результате косвенных расчетов суммы неадекватны причиненному ущербу и не используются для восстановления окружающей среды. Поэтому предлагается перейти к экономической оценки экологического ущерба от косвенного к прямому методу, а также установить четкие критерии возникновения экологического ущерба (например, гибель флоры и фауны) в Экологическом кодексе РК. При использовании прямого метода ущерб должен предъявляться на основе доказательств факта нарушения природопользователем нормативов качества окружающей среды.

Немаловажный момент — внедрение датчиков онлайн — мониторинга за выбросами загрязняющих веществ. Эта задача поставлена перед компаниями не только ГМК, но и нефтегазового и других секторов в рамках мероприятий по цифровизации.

— Проблема заключается в том, что обязательства уже есть, установлены конкретные сроки их исполнения – 2018-2019 годы – но нет правил, на каких источниках их надо устанавливать, — заметил спикер. — В нефтяной отрасли есть предприятия, на которых существуют 3 тысячи источников. Должны ли датчики быть установленными на каждом из них? То же самое в ГМК. Это огромные затраты. Неясно, как эти данные должны аккумулироваться, возможно, при этом будет использоваться система блокчейна. Все эти вопросы остаются открытыми. Мы считаем, что прежде чем требовать от компаний полноценное внедрение системы онлайн — мониторинга, необходимо вначале дать ответы на эти вопросы.

— Вопрос техногенных минеральных образований был одним из самых обсуждаемых в ходе разработки Кодекса о недрах, — продолжил М. Кононов. — В настоящее время в Казахстане накоплено более 38 млрд. тонн техногенных минеральных образований (ТМО), которые нуждаются в переработке. Проблема заключается, во–первых, в отсутствии экономических стимулов. ТМО на сегодня рассматриваются как полноценное сырье с полноценными ставками НДПИ. Для компании нет разницы – извлекает ли она полезные ископаемые, скажем, металл из руды или из ТМО, — она платит одну и ту же ставку. Во-вторых, существуют проблемы, связанные с экологически регулированием. Например, компания, переработавшая ТМО, уменьшившая их объем, и размещающая их на то же место, где они были размещены ранее, но уже в меньшем объеме, должна осуществлять повторный платеж за размещение ТМО.

По его словам, для стимулирования предприятий к дальнейшему использованию отходов производства, а также сокращения объемов их размещения и захоронения предлагается рассмотреть возможность отнесения ТМО ко вторичному сырью. При этом освободить предприятия от повторной платы за размещение переработанных ТМО.

Резюмируя выступление, заместитель исполнительного директора АГМП определил четыре вектора реформирования законодательства в отрасли. С позиции ассоциации, во-первых, необходимо завершить разработку подзаконных актов к Кодексу о недрах, а также предусмотреть механизм перехода действующих недропользователей с контрактов на лицензии. Следующее — предлагается продолжить совершенствование налогового законодательства, в частности, рассмотреть возможность перевода действующей системы налогообложения недропользователей с НДПИ на роялти. Наряду с этим, видятся целесообразными изменение принципов экологического законодательства и переход от фискальной роли экологических платежей к стимулирующей. Кроме того, необходимо разработать механизмы стимулирования переработки накопленных отходов, образованных при проведении операций по недропользованию.

Пресс-служба АГМП

2018-04-18T19:33:57+00:00Апрель 18, 2018|Новости ГМК Казахстана, Разработка Кодекса о недрах|Комментарии к записи В контексте законодательных реформ отключены