Выступая на заседании Правительства, посвященном развитию угольной промышленности, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец поднял проблему нехватки вагонов при осуществлении поставок угольными компаниями.

По его словам, в ноябре – декабре прошлого года угольные компании, в частности, «АрселорМиттал Темиртау», «Богатырь Комир», «Корпорация Казахмыс», «Шубарколь Комир» не были обеспечены вагонами почти на 30%. Одна из причин невыполнения ими принятых обязательств — нехватка вагонов, в частности, вследствие выбытия вагонного парка в России. Сложившееся положение, по мнению директора Ассоциации, требует выстраивания новых моделей развития транспортных перевозок.

Заметив о необходимости упорядочения взаимодействия собственников вагонов, Н. В. Радостовец предложил при Министерстве по инвестициям и развитию создать рабочую группу, которая примет ряд мер по совершенствованию правил перевозок. Он выразил надежду, что уже в ближайшие месяцы начнут действовать новые правила перевозок, которые зафиксируют уровень ответственности всех участников рынка в новых условиях.

— На площадке НПП мы готовы совместно с КТЖ представить такой вариант министерству в конце этого месяца, — сообщил выступавший.

Исполнительный директор АГМП на заседании Правительства предложил также разработать в стране энергетическую стратегию, благодаря которой будет выстроено четкое представление о том, какая доля угля будет сжигаться, какая должна перерабатываться, как это будет увязываться с возобновляемыми источниками энергии, газом, переработкой и сжиганием нефтепродуктов. Единая энергетическая стратегия необходима для выработки долгосрочных планов, поскольку на сегодня, к сожалению, у крупных и средних компаний нет долгосрочных контрактов по углю.

Н. В. Радостовец озвучил и проблему поддержки экспортных контрактов.

— У нас появился контракт по повышению поставок шубаркольского угля с 1 млн тонн в прошлом году до 4 млн тонн, — информировал он. — В этом вопросе КТЖ плодотворно поработал с компанией ERG, четко соблюдая график подачи вагонов. И такие экспортные контракты будут представлять собой новые подходы в развитии угольной отрасли, которые к тому же дадут возможности в условиях сокращения объемов продаж в Россию расширить рынки сбыта в Европе, Азии. И мы такие рынки видим.

Еще один вопрос, на котором заострил внимание руководитель Ассоциации, связан с тем, что российская сторона, несмотря на обещания в течение целого года, не ввела правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, а также к объектам инфраструктуры.

В этом вопросе Н. В. Радостовец просил членов Правительства занять жесткую позицию на заседании Межправсовета, который состоится 7 марта в Бишкеке.

— Это касается не только угля, но и зерна. Но по углю экспортные контракты могли бы получить новый толчок, если бы эти правила были введены в ближайший месяц, — считает он.

— Угольная отрасль – это отрасль, которая напрямую не субсидируется государством. Данная отрасль выступает мощным налогоплательщиком, обеспечивающим занятость населения во многих регионах. И комплекс выработанных мер позволит вселить в угольщиков уверенность в завтрашнем дне, — подчеркнул в заключение исполнительный директор АГМП.