После отмены государственного регулирования цена на дизельное топливо, по прогнозам  министерства энергетики Казахстана, может составить 115 тг за литр, сообщил портал nb.kz. Между тем, при цене выше 110 тенге за литр топлива продукция горно-металлургического комплекса (ГМК) может стать нерентабельной, считают в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

Если рынок не найдет комфортный баланс цен для горнодобывающей отрасли, доходы НПЗ и импортеров топлива снизятся параллельно с падением потребления их продукции, пишет LS.

«К концу месяца посевная страда закончится, и ажиотаж, возникший сезонно на рынке из-за урожая и пика инвестиционных, ремонтных и эксплуатационных работ, пойдет на спад. Если рост цен на дизель окажется экстремальным, то структура производственного потребления начнет разрушаться», — считает заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.

По данным эксперта, предприятия ГМК ежегодно закупают свыше 400 тыс. тонн (или 470 млн литров) дизельного топлива. Для сравнения, ежемесячно в Казахстане потребляется в среднем 350-400 тыс. тонн.

«В официальной аргументации (Минэнерго. – Прим. LS) приводили сравнение с бензином АИ-92, чьи цены не сильно повысились после дерегулирования. Однако потребление дизеля имеет явно сезонный характер и в основном используется в промышленных целях. ДТ не имеет ценовой гибкости как бензин, который приобретается преимущественно частными автовладельцами», — отметил собеседник.

Кроме отмены госрегулирования, ожидается повышение акцизов на дизтопливо в 17 раз — с 540 до 9300 тенге за тонну с сезонным действием с апреля по октябрь. По подсчетам ассоциации, для предприятий ГМК, покупающих дизель в розницу для собственного потребления, это будет означать удорожание ДТ примерно на 7,5 тенге. В итоге дополнительные траты предприятий ГМК превысят 2 млрд тенге в активный сезон весна-осень.

«Мы обращались в правительство с предложением отложить введение дополнительных издержек для предприятий ГМК на некоторое время. Однако серьезно повлиять на состояние дел, к сожалению, не смогли из-за дефицита (дизельного топлива. – Прим. LS). Мы считаем, что превышение цены на дизель выше 110 тенге резко ухудшит состояние дел в отрасли. Мы ожидаем рост косвенных и прямых издержек в железнодорожных перевозках, транспортировке электроэнергии, поставках газа, повышении зарплат», — объяснил Кононов.

Плюс ко всему, рост цен на дизельное топливо отразится и на транспортных расходах ГМК.

«В стоимости услуг локомотивной тяги доля расходов на ДТ составляет 20%. В железнодорожных тарифах локомотивная составляющая занимает приблизительно 50%. Так что рост цен на дизель на 10% может привести к удорожанию транспортных услуг на железной дороге на 1%. Это может иметь очень серьезный негативный эффект для транспортных расходов горно-металлургического комплекса», — заключил он.

По материалам lsm.kz