->, Поддержка ГМК->Перевозки – по новым правилам

Перевозки – по новым правилам

На площадке АГМП состоялось совещание по обсуждению предложений к проекту нового Закона РК «О железнодорожном транспорте» с участием представителей предприятий — ТОО «Евразийская Группа», Евразийская промышленная ассоциация, ТОО «Казцинк», ТОО «Богатырь Комир», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «TRANCO NURA». В ходе обсуждения были выработаны предложения по концептуальным вопросам, затрагивающим интересы предприятий горно-металлургического комплекса.

На совещании отмечалось, что при отсутствии однозначного понимания модели рынка железнодорожных перевозок нет прозрачности предоставления допуска альтернативных перевозчиков на магистральные железнодорожные сети (МЖС). Это возможно только после завершения реформы, в результате которой будет создан Национальный оператор инфраструктуры (оператор МЖС), а также будут разделены функции перевозчика и оператора МЖС.

В целях решения проблем, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и иных услуг, необходимо устранить целый ряд препятствий.

Во-первых, необходимо предусмотреть в законопроекте технологию взаимодействия Национального оператора МЖС и перевозчиков в условиях работы нескольких перевозчиков, а также определить и законодательно закрепить функции Национального перевозчика в рамках конкурентного рынка грузовых перевозок. Во-вторых, необходимо определить условия пользования информационным обеспечением управления перевозок, принадлежащим КТЖ, вновь созданными перевозчиками. В-третьих, в целях равного доступа перевозчиков к МЖС вся инфраструктура для грузовой деятельности должна быть передана созданному оператору МЖС или оставаться во владении АО «КТЖ – Грузовые перевозки», при этом данная деятельность должна относиться к сфере естественной монополии. Кроме того, в условиях работы нескольких перевозчиков возникнет необходимость пересмотра методологии расчета тарифа МЖС.

Национальный перевозчик грузов должен утверждаться Правительством Республики Казахстан, а не уполномоченным органом в лице Министерства по инвестициям и развитию, как это заложено в законопроекте.

Остается неурегулированным вопрос о том, как в условиях конкурентного рынка грузовых перевозок в случае отказа альтернативных перевозчиков будут обеспечиваться перевозки социально значимых, стратегических грузов, в первую очередь угля.

Как отмечалось на совещании, в мировой практике и в других отраслях этот вопрос решается путем определения гарантирующего перевозчика (поставщика). Например, Законом РК «Об электроэнергетике» предусмотрен гарантирующий поставщик электрической энергии, который обязан осуществлять энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения другими энергоснабжающими организациями.

В этой связи участники совещания предложили установить в законопроекте обязанность Национального перевозчика грузов выступать гарантом по перевозке грузов всех обратившихся к нему лиц вне зависимости от наличия альтернативных перевозчиков.

В законопроекте штрафы грузоотправителей (грузополучателей) переписаны из действующего Закона РК «О железнодорожном транспорте». Очевидно, что размеры штрафов перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) являются несоразмерными и дискриминационными по отношению к грузоотправителям (грузополучателям). АГМП совместно с участниками совещания выработаны предложения по определению уровня ответственности участников перевозочного процесса на паритетных условиях.

Проектом концепции предлагается в законопроекте предусмотреть обязанность оператора МЖС по обеспечению приоритетности пропуска поездов для формирования графика движения поездов, что должно дать импульс увеличению транзитных перевозок.

Законопроектом предусмотрено, что участники перевозочного процесса должны обеспечить прохождение следования скоростных транзитных поездов по магистральной железнодорожной сети за минимальное количество времени.

По мнению участников совещания, норма по приоритетности пропуска скоростных транзитных поездов исключает равный доступ к получению услуг оператора МЖС и Национального перевозчика грузов и может привести к злоупотреблениям с их стороны.

Кроме того, это ущемляет интересы казахстанских предприятий ГМК, так как в условиях слабой разветвленности и ограниченной пропускной способности железной дороги установление приоритета транзитных перевозок приведет к тому, что все остальные перевозки будут осуществляться по остаточному признаку.

В этой связи участниками совещания предложено исключить приоритетность пропуска транзитных поездов из законопроекта и проекта концепции законопроекта либо предусмотреть конкретные случаи приоритетности пропуска поездов только при исключительных обстоятельствах (в чрезвычайных ситуациях, при неблагоприятных погодных условиях, военных действиях).

Также были выработаны предложения по структурированию и конкретизации случаев уплаты платежей с учетом появления частного парка вагонов. В частности, были разработаны отдельные разделы по плате за пользование вагонами (контейнерами), плате за простой (стоянку, задержку) вагонов (контейнеров) на станционных путях, плате за нахождение на станционных путях вагонов (контейнеров) при отказе грузополучателя от их приема, освобождению грузополучателя от платы за нахождение на станционных путях вагонов (контейнеров), прибывших с просроченным сроком их доставки, плате за предоставление железнодорожных путей в не перевозочном процессе, освобождению от платы за нахождение на станционных путях.

Пресс-служба АГМП

2018-04-19T19:49:34+00:00Апрель 19, 2018|Новости ГМК Казахстана, Поддержка ГМК|Комментарии к записи Перевозки – по новым правилам отключены