Министерство энергетики Казахстана в условиях снижения спроса на уголь предлагает развивать углехимию. Недропользователи считают, что при нынешней цене на  нефть это невыгодно и просят помощи правительства в транспортно-логистических вопросах.

В 2015 году угледобывающими компаниями страны добыто 102,2 млн тонн угля, что на 6,2% меньше предыдущего года, сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев на республиканском совещании по развитию угольной промышленности, которое прошло на минувшей неделе в Павлодарской области. Экспорт угля составил 29, 2 млн тонн или 96% к 2014 году. Объем добычи угля в ближайшие годы прогнозируется на уровне 100-105 млн тонн в год. «С учетом мировой тенденции, а также перехода Казахстана на «зеленую экономику» назрела острая необходимость в новых процессах в отрасли, в первую очередь, углехимии. Сегодня в стране на начальной стадии идет разработка ряда проектов», — говорит министр.

Директор департамента  угольной промышленности министерства энергетики РК Владимир Клякин в кулуарах отметил, что главная задача, стоящая перед угольщиками – это адаптироваться в современных условиях, сообщает портал abctv.kz. По  мнению г-на Клякина, объемы добычи угля снижаются по экологическим причинам,  у потребителя возросли требования  к качеству продукта. «Необходимо заниматься обогащением угля. Да, уголь станет дороже, но качество диктует все. Экспортные рынки теряются как раз из-за качества. Рынки сбыта есть – это Иран, Индия, Китай. Они готовы брать наш уголь, но хорошего качества», — говорит г-н Клякин.

Председатель совета директоров ERG Александр Машкевич рассказал, что компания проводит системную модернизацию, которая поможет компании прийти к стандартам «зеленой экономики». «Мы серьезно модернизуем угольные склады, чтобы давать уголь более высокого качества. Построили завод по производству спецкокса. Мы вырабатываем новый продукт из шубаркольского угля, ведем проектирование опытной промышленной установки по производству актированного угля и т.д.  Но мы должны понимать, что вся углехимия работает, когда цена на нефть 100 долларов за баррель. Как только она становится ниже, углехимия становится нерентабельной», — говорит г-н Машкевич.

По словам Александра Машкевича, есть ряд проблем,  сдерживающих добычу и реализацию угля. «Первое – необходимо обеспечение равного доступа к услугам транспортных и  морских  терминалов на территории Евразийского союза. Мы могли бы экспортировать значительно больше угля, но у нас нет равных условий. Казахстанским грузам предъявляют более высокие тарифы на услуги. Для себя они делают перевалку за  3 доллара, для нас – 12 долларов.  Но даже когда мы готовы платить больше, чем российские угольщики, порты ограничивают объемы перевалки, поскольку они принадлежат большим производителям угля. Они вынуждают нас продавать наш уголь трейдерам, что для нас невыгодно. Необходимо в рамках ЕАЭС принять специальное соглашение по  условиям доступа к морским портам и транспортным терминалам. Эта проблема ограничивает наш экспорт. Мы отгружаем в Европу, Японию. В 2016 г. планируем отгрузить 3 млн тонн угля с месторождения Шубарколь, годовая добыча которого составляет 9,5 млн тонн», — говорит бизнесмен.

Еще одна серьезная проблема — транспортировка угля по железной дороге. «На 2016 год правительство говорило о росте тарифов не более чем на 4,5%.  Но 1 августа мы получили уведомление о том, что железнодорожный  тариф на внутренние перевозки угля в парке КТЖ повышается на 7,8%. При этом вагонов не хватает. На экспорт нам не хватает 2,5 тыс. вагонов – это 150 тыс. тонн недопоставленного угля. На Россию нам не хватает 5,5 тыс. вагонов – мы недопоставим 250 тыс. тонн угля. На внутренних перевозках нам уже не хватает 13 тыс. вагонов – это около 2 млн тонн угля. Нам бы хотелось знать гарантированный объем вагонов», — резюмировал г-н Машкевич.

Также угледобытчиков беспокоит грядущий рост цен на дизтопливо. «Для нас, производителей угля, дизельное топливо имеет ключевое значение. В себестоимости расходов оно  занимает 30-40%.  Министерство энергетики уже объявило об отмене госрегулирования, ставка акцизов увеличится  в 17 раз. Это самое прямое влияние на увеличение железнодорожных перевозок, это неминуемо приведет к стоимости продукции горнодобывающей отрасли. В этой связи, работа на разрезе «Восточный», где сегодня добывается 18 млн тонн угля, нерентабельна. По-хорошему, работу здесь надо остановить. У нас были договоренности с казахстанскими производителями по поставкам дизтоплива. Но нам урезают объемы. Например, в августе нам надо было 11 тыс. тонн, нам дали квоту на 8 тыс. тонн дизтоплива. Общая потребность компании составляет  около 60 тыс. тонн летнего и 15 тыс. тонн зимнего. Мы прекрасно понимаем, почему растут цены, это адекватные меры. Но мы просим защитные механизмы: просим рассмотреть возможность установить вычеты на приобретение дизтоплива вдвое, что нивелирует повышение цен на дизтопливо. Мы другого пути пока не нашли. Здесь сидят угольщики, и они все скажут, к чему это может привести.  Мы просим меры господдержки, чтобы выполнять обязательства перед государством и своими работниками», — обратился  к главе кабинета министров г-н Машкевич.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов сообщил, что этот вопрос будет обсужден на межправительственном совещании стран ЕАЭС, которое состоится 12 августа в Сочи.

 

По материалам abctv.kz